Характеристики двигателя внутреннего сгорания бензопил
Инструменты и материалы
Классификация неисправностей двигателей
Устранение неисправностей своими силами
Что делать, если двигатель глохнет после запуска?
Использование бензопилы облегчает нелегкий труд. Но иногда бензопила заводится и глохнет, причина этого может быть любой. Что делать? Надо выбирать: отнести в мастерскую к специалистам или попытаться отремонтировать своими силами. Постараемся помочь читателю разобраться в причинах отказа, способах устранения поломок и дадим советы по эксплуатации бензопил. В свою очередь, владельцу будет полезно ознакомиться с заводской инструкцией по эксплуатации и конструктивными особенностями своей бензопилы. Данная информация поможет ему грамотно использовать и профессионально выполнить ремонт инструмента.
Схема устройства бензопилы.
Характеристики двигателя внутреннего сгорания бензопил
Основные неисправности бензопил связаны с отказами двигателя. В качестве привода цепи отечественные и зарубежные производители используют одноцилиндровые двухтактные двигатели внутреннего сгорания. Конструкция мотора проста. Зажигание обычное, без установки капризной электроники. Двигатели бензопил надежно работают в различных климатических условиях. Топливо для карбюраторного двигателя получают в результате смешивания бензина марки АИ-92 и специального масла. Так как масляный насос в конструкции не предусмотрен, поршень и цилиндр смазываются смесью бензина с маслом. Двигатель пилы развивает мощность от 2 до 5 кВт, а частота вращения коленчатого вала доходит до 14000 оборотов в минуту. При таких высоких оборотах и нагрузке требования к маслу особые. Используйте масло, указанное в инструкции. При замене масла на обычное моторное ресурс инструмента резко сокращается. Помните, что заправлять бак бензином без добавления масла категорически запрещено.
Инструменты и материалы
Схема двухтактного двигателя бензопилы.
Конструкция механических узлов бензопил характеризуется хорошей надежностью и ремонтопригодностью. Практически ко всем агрегатам и деталям имеется свободный доступ. При наличии необходимой оснастки они легко снимаются для ремонта или замены. Для проведения разборки и проверки систем жизнеобеспечения двигателя бензопилы следует запастись такими инструментами и материалами:
набор слесарно-монтажных инструментов;
ключ торцовый свечной;
тестер;
манометр для измерения компрессии;
щупы для измерения зазоров;
игла;
бумага наждачная;
топливная смесь (бензин + масло);
ветошь.
Классификация неисправностей двигателей
Перед пуском бензопилы необходимо проверить состояние пильной части, заправить топливный и масляный баки. После проверки приступить к запуску. Если появились отклонения или сбои в работе привода, необходимо тщательно произвести осмотр двигателя пилы. В результате внешнего осмотра убедиться в комплектности и целостности всех узлов, отсутствии механических повреждений, потеков бензина и масла. Укажем на основные неисправности, связанные с плохой работой двигателя:
Топливная система бензопилы.
Не заводится двигатель.
Заводится, но в скором времени бензопила глохнет.
Работает неустойчиво.
Перестает функционировать при нагрузке.
Теряет свою мощность.
Поиск неисправностей двигателя ведут по следующим основным направлениям:
выход из строя системы зажигания;
сбои в системе подачи горючего;
неисправность поршневой группы.
Механизмы пилы нуждаются в постоянном уходе, профилактике и ремонтах.
Знание принципа действия двухтактного бензинового двигателя поможет оператору самостоятельно определить причину отказа и быстро восстановить работу бензопилы.
Устранение неисправностей своими силами
Если невозможно запустить двигатель, необходимо, соблюдая очередность, произвести следующие действия:
Расположение воздушного фильтра и свечи зажигания.
Проверить наличие бензина в бачке.
Заменить топливо, если оно хранилось более месяца.
Проверить топливный фильтр. Отсоединить шланг от карбюратора и наблюдать за вытекающей струйкой. Если бензин вытекает свободно, топливный фильтр не засорен. При недостаточном расходе прочистить отверстие в крышке бака или фильтр.
Очистить воздушный фильтр. Для контрольного запуска воздушный фильтр можно снять.
Осмотреть и прочистить глушитель от гари.
Проверить работоспособность запускающего устройства. При необходимости произвести ремонт стартера (заменить шкив, пружину или трос).
Разобрать и очистить засоренный карбюратор.
Прозвонить тестером высоковольтный провод на отсутствие обрыва.
Замерить зазор между магнитами маховика и модулем зажигания (должен быть 0,2 мм).
Выкрутить свечу и произвести ее осмотр. Измерить зазор между электродами щупом (нормально 0,5-0,6 мм). По внешнему виду электродов определяем характер неисправности. Если свеча зажигания сухая, нет поступления рабочей смеси. Залитая бензином рабочая часть свидетельствует о некачественной регулировке карбюратора или отсутствии искры. Для проверки наличия искры подключите высоковольтный наконечник к свече, положите юбку на радиатор цилиндра и потяните шнур стартера. При отсутствии разряда между электродами нужно заменить свечу. Образование нагара на электродах указывает на низкое качество топливной смеси. Центральный и боковой электроды следует зачистить наждачной бумагой.
Нет компрессии. Причина – выход из строя поршневой группы. Измерить компрессию. Сначала нужно открутить свечу. Потом вставить манометр в отверстие цилиндра и шнуром стартера двигать поршень. По величине давления в цилиндре судят о состоянии цилиндро-поршневой группы (ЦПГ). Оно должно быть не менее 8 атм. Низкие показатели вызваны износом цилиндра, поршня, поршневых колец.
Что делать, если двигатель глохнет после запуска?
Схема взаимодействия топлива и потока воздуха в карбюраторе бензопилы.
Часто наблюдаем непродолжительную работу пилы после пуска – бензопила практически сразу глохнет. Эта неисправность имеет характерные признаки. В перечне указаны вероятные причины неисправности и способы ее устранения:
Отсутствие или малый объем топлива. Если отказ проявляется при распиловке в наклонном положении, то это указывает на подъем заборной трубки над уровнем топлива. Проверьте наличие топлива в баке. Залейте бензин до необходимого уровня.
Некачественная топливная смесь. Приготовьте топливо в строгом соответствии с указаниями изготовителя пилы. Полностью замените смесь.
Засорен сапун. Малый расход топлива к двигателю. Сапун – дыхательное отверстие в крышке бака. Прочистите засор иглой.
Плохой контакт свечи с колпаком высоковольтного провода. В этом случае сильно греется фарфоровый изолятор свечи. Зачистите контакт и плотно наденьте «люльку» на свечу зажигания.
Неисправность свечи зажигания. Произведите замену на новую или заведомо исправную.
Засор глушителя продуктами сгорания (выхлопного газа). Необходимо очистить глушитель.
Карбюратор не отрегулирован. Для настройки качества смеси карбюратор имеет 3 винта: «L» – настройка точная, «H» – грубая настройка высоких оборотов и «Т» – регулировка на холостых оборотах. Соблюдая последовательность регулировки винтов, добиваемся более высоких оборотов коленчатого вала.
Забит воздушный фильтр. Воздух поступает в карбюратор в малом количестве – получаем обогащенную смесь. Пила глохнет с увеличением нагрузки при распиловке древесины твердых пород и стволов большого диаметра. Промыть фильтр в теплой воде и просушить.
Выход из строя поршневой группы. Заменить дефектные детали.