Как правильно пользоваться реечным домкратом? Оглавление:
Многие знакомы с домкратом только по одной сфере применения, т. е. смене колес автомобиля. Но не каждый осведомлен, что домкраты широко применяются в других областях. Подъемные приспособления нередко используются в строении мостов, прокладывании линий электрической передачи, съеме металлических конструкций, а также в прочих строительных и производственных сферах. При этом зачастую применяются реечные домкраты, поскольку они имеют высокий запас прочности. Прежде чем разобраться в том, как пользоваться домкратом, необходимо рассмотреть его принцип действия. Реечный домкрат используется не только при смене колеса в машине, но и во многих других промышленных областях, например, при съеме металлических конструкций или строительстве мостов. Принцип работы подъемного устройстваСегодня используются 2 основные разновидности домкратов:
Схема пневматического домкрата. При этом каждый из них, в зависимости от конструкции, подразделяется на следующие типы:
Каждое из вышеперечисленных приспособлений предназначено для лифтования различных грузов с возможностью фиксации на одном уровне (на высоте нескольких метров). Реечный домкрат считается одним из самых надежных и прочных устройств для подъема грузов. Его применяют даже в промышленности, поскольку он способен поднимать грузы весом до 10-12 т. В основе такого подъемника лежит особая рейка из высокопрочной стали, оснащенная грузовой платформой. Она обеспечивает лифтование. Его главным преимуществом является низкое размещение площадки для грузов. После лифтования до требуемого уровня рейка закрепляется специальным приспособлением для стопора. Схема устройства гидравлического домкрата. Реечное устройство, являющееся основой домкрата, приводится в движение посредством ручки, передающей усиление 3-ступенчатой коробке. Наверху и у основания домкрата предусмотрены особые элементы крепления строп, устанавливающиеся в процессе его эксплуатации. Домкрат реечного типа пользуется небывалым успехом у любителей бездорожья, поскольку он имеет достаточный запас прочности и надежности, чтобы справляться с тяжеловесными полноприводными грузовиками. Использование реечных домкратов на внедорожникахРеечные подъемники были изобретены еще в начале XX века и применялись в качестве приспособлений для лифтования поездов. Сегодня такие устройства чаще всего используются для подъема внедорожников. Это незаменимое устройство, которое не подведет при любых погодных условиях. Устройство винтового домкрата. Многим любителям бездорожья реечные домкраты известны под названием Hi-Jack, которое укоренилось уже достаточно давно. Оно является сокращенным вариантом первоначального наименования устройства (Hi-Lift Jack). Учитывая простейшую конструкцию, Hi-Jack обладает несколькими методами применения на бездорожье. Его главным преимуществом является отсутствие необходимости в слежении за чистотой. Реечные подъемники имеют большую популярность у начинающих любителей бездорожья, но такое устройство всегда должно быть и у опытных водителей внедорожников. Никогда нельзя надеяться на мощность автомобиля и его дополнительное оснащение в виде задних и передних лебедок. Все это может подвести в самый неподходящий момент, именно тогда и понадобится Hi-Jack домкрат. Разновидности реечных подъемниковОдним из самых популярных хай-джеков в мире является американский Hi-Lift, который представляется на отечественном рынке в двух видах: Схема реечного домкрата.
Обе модели отлично справляются с лифтованием транспортных средств весом до 1,5 т. при высоте, равной длине реечного механизма. Российский рынок автозапчастей предлагает и отечественную продукцию, а именно домкрат фирмы «Сорокин инструмент». Еще одним распространенным устройством для подъема автомобилей является китайский домкрат FarmJack. На вид эти 2 приспособления практически невозможно различить, оба имеют множество схожих черт с продукцией Hi-Lift. Единственным отличием является цвет: американское устройство – бордовый и темно-красный, российское – светло-красный, а китайское – желтый. Последние два домкрата стоит приобретать только в случае, если вы будете редко пользоваться устройством. Они хорошо справляются с поставленной задачей, но их цикл применения сильно ограничен. При большом увлечении бездорожья рекомендуется приобрести оригинальное устройство от Hi-Lift. Несмотря на высокую цену, оно имеет отличный запас прочности и прослужит на протяжении нескольких десятилетий. Как пользоваться реечным домкратом для внедорожников?Купив реечный домкрат, не стоит убирать его в багажное отделение или закреплять на рейлингах. Прежде всего, необходимо опробовать новое подъемное устройство и разобраться в принципах пользования им. Реечных подъемник Hi-Lift может поднять вес до 1,5 тонн. В первую очередь нужно подобрать равномерную поверхность, припарковать на ней внедорожник, поставить его на ручной тормоз и заблокировать рулевую колонку. Под колеса автомобиля следует заткнуть специальные подпорки. Если таковых не имеется, можно воспользоваться кирпичными блоками или фрагментами досок. После этого подъемник подставляется либо под бампер для усиления, либо под дверной порог. При этом нижняя часть хай-джека должна быть сдвинута немного внутрь, чтобы образовался небольшой наклон. В процессе лифтования приспособление выровняется естественным путем. Если подставить домкрат в вертикальном положении перпендикулярно к земной поверхности, существует риск помять боковую часть кузова внедорожника. Поэтому наклону подъемника следует уделять особое внимание в процессе лифтования транспортного средства. Как только реечный домкрат будет размещен в соответствии со всеми правилами, можно переместить контроллер режимов в верхнее положение, вплоть до характерного щелчка. Для этого могут потребоваться определенные физические усилия. Взявшись за рукоятку, нужно потянуть ее вверх. После упора рукоятки в нижнюю часть порога можно приступать к процессу лифтования. Это выполняется из положения с левой стороны от домкрата. Необходимо взяться за рукоятку правой рукой, а за реечное основание – левой. Стоит помнить, что большой палец левой руки нужно прижимать к боковой части рейки. Если пальцы будут располагаться на стороне реечного механизма, существует риск получения травмы, поскольку нельзя гарантировать надежность домкрата в случае неправильного использования устройства. При этом не следует забывать, что рукоятка домкрата представляет такую же опасность. Если ручка соскользнет или выскочит из рук в процессе подъема, она может попасть в любую часть тела. По этой причине лучше всего предостерегаться и держать голову подальше от приспособления. Для поднятия внедорожника подъемник подставляется под бампер или под дверной порог. Убедившись, что все выполняется правильно, необходимо крепко ухватиться за рукоятку и начать ее передвижение по направлению снизу вверх и обратно. Расстояние движений нужно определять, прислушиваясь к характерным щелчкам шпонок. При лифтовании внедорожника крайне важно прослеживать положение домкрата: его не должно перекосить. После подъема до нужного уровня рукоятку потребуется закрепить в сложенном положении. Не забудьте проверить устойчивость транспортного средства, покачав его легким движением руки. При смене колеса нельзя находиться в боковой части подъемника, поскольку сорвавшись, он упадет именно в этом направлении. Это может обернуться плачевными последствиями для человека. По завершении замены колеса внедорожник потребуется опустить, и этот процесс является не менее сложным и опасным, чем процедура подъема. Освободив рукоятку от крепления, нужно начать опускать ее, попутно переключая контроллер режимов в нижнюю позицию. Это действие иногда вызывает трудности, поэтому следует слегка стукнуть по фиксатору, если он не поддается простому нажатию. При установке домкрата его нижняя часть должна быть сдвинута внутрь, что бы не было риска помять кузов внедорожника. Рукоятку нужно приподнять и опустить. Второе действие дается довольно просто и не требует физических усилий до тех пор, пока шпонка реечного механизма не перекинет нагрузку на вашу руку. Поэтому следует удерживать ее очень крепко. В процессе подъема рукоятки нагрузка ослабнет и уже на половине пути исчезнет совсем. Крайне важно удерживать рукоятку, пока она опускается. Ослабить усилие можно только тогда, когда она подойдет к реечному механизму. После полного спуска внедорожника держатель автоматически опустится по реечному механизму. В некоторых случаях он стопорится на месте, поэтому нужно приподнять рукоятку и слегка подергать ее. Разновидности использования реечного домкрата на бездорожьеОпытным любителям путешествий по бездорожью не понаслышке знакома ситуация, когда автомобиль повисает на межколейке. Вытащить его из такого положения можно при помощи реечного домкрата. Для этого необходимо приподнять внедорожник до уровня, пока не покажется колесо из колеи. Затем нужно подтолкнуть автомобиль сбоку, чтобы он упал с подъемника. Внедорожник передвинется с места, и центральная часть колеи освободится. Хай-джек считается незаменимым приспособлением при попадании внедорожника в болото. Чтобы подсунуть под колеса сэнд-траки, потребуется приподнять автомобиль. Как известно, реечный домкрат функционирует в любых условиях, поэтому он без особых проблем справится с этой задачей. Устройство подъемника Hi-Lift. Нередко внедорожник приходится вытягивать из болотных местностей при помощи лебедочного механизма. В таких ситуациях его колеса или части кузова могут упереться в массивные коряги или другие препятствия, которые невозможно извлечь физическими усилиями человека. В этом положении с задачей поможет справиться реечный домкрат. Подъемники на реечном механизме – это многофункциональные устройства. При должной сноровке можно перенаправить вес внедорожника, для того чтобы вытеснить ободок покрышки с диска. Это особенно полезно в случаях, когда нет возможности доехать до ближайшего автосервиса, чтобы перебортовать колеса. Реечный домкрат можно использовать при серьезных авариях, когда кузов автомобиля смялся. Переставив съемную носовую часть и сняв опору у основания подъемника, можно легко раздвигать любой тип кузовного металла без особых усилий. Существует специальная модель реечного домкрата от Hi-Lift под названием Off-road Kit, которая включает в свой комплект дополнительные атрибуты (цепь с крюками, монтажные скобы и корозащита). При помощи этих приспособлений обычный подъемник можно превратить в полноценную лебедку с ручным управлением. Помимо вышеуказанных модификаторов, некоторые хай-джеки комплектуются особым устройством под названием Lift-Mate. Оно служит для подъема внедорожника, который не оснащен силовым обвесом. При этом автомобиль, лифтованный таким способом, ограничен в следующих действиях:
Вытащить автомобиль из межколейки можно при помощи домкрата. Данный метод лифтования применяется только для подкладывания под колесо каких-либо вспомогательных приспособлений. Для внедорожников, оснащенных бампером с подкошенным низом, выпускаются специальные модификаторы под названием Bamper Lift. С его помощью можно поднимать автомобиль при помощи реечного домкрата спереди или сзади. Если лифтование приходится осуществлять в условиях мягкого грунта (песок, глина). Незаменимым дополнением станет устройство Off-road Base, которое представляет собой небольшую площадку из пластмассы, устанавливающуюся под основание домкрата. Уход за реечным подъемникомКак уже упоминалось выше, реечный подъемник не нуждается в особом уходе. По завершении работ можно смахнуть с него грязь или ополоснуть в ближайшей луже, чтобы не сильно запачкать багажник. Многие люди привыкли оказывать таким устройствам должный уход, поэтому они поддерживают их долговечность при помощи тщательной очистки и смазывания машинным маслом. Реечному домкрату масло принесет только вред, поскольку оно притягивает к себе лишнюю пыль и грязь. Разумеется, подъемник может заклинить из-за попадания мусора внутрь рейки. Для приведения устройства в действие достаточно облить его водой, чтобы внутренние части могли прочиститься.
Хай-джеки рекомендуется хранить на боковой части рейлингов, так как длинное основание не позволит разместить устройство в другом положении. Кроме того, в таком положении подъемник не помешает размещению дополнительных противотуманных фонарей на верхнем багажнике. Нежелательно хранить домкрат внутри салона, поскольку он будет загрязнять его, не говоря о возникновении трудностей при извлечении устройства. |