t Как положить тротуарную плитку своими руками
Mydwg.ru » Ремонт

Как правильно положить тротуарную плитку самостоятельно

Как правильно положить тротуарную плитку самостоятельно с фото

Информация, как положить тротуарную плитку собственными силами, актуальна для индивидуального застройщика при ограниченном бюджете благоустройства территории.

Существуют методы мощения на раствор, на цементно-песчаную смесь (гарцовку) и на обычный песок. Два последних варианта отличаются исключительно способом приготовления материала для контактного слоя, используются чаще всего, поэтому и будут рассмотрены в этом руководстве.

Содержание статьи

  • 1 Технология укладки фигурных элементов мощения
    • 1.1 Разбивка тропинок/площадок
    • 1.2 Подстилающий слой
    • 1.3 Бордюры и ливневка
    • 1.4 Схема укладки
    • 1.5 Прямые участки
    • 1.6 Радиусные и криволинейные участки
    • 1.7 Упрочнение и засыпка швов

Технология укладки фигурных элементов мощения

Перед тем, как положить тротуарную плитку своими руками на песок или гарцовку (смесь 1/6 – 1/8 цемента и песка, соответственно), необходимо четко понимать, какие проблемы следует решить при мощении:

  • морозное вспучивание или просадка грунтов – плодородный слой нужно заменить щебнем фракции 5/20, уплотнив 15 см слои нерудного материала ручной трамбовкой либо виброплитой;
  • расползание фигурных элементов мощения или высыпание из-под них сыпучего материала – перед мощением тропинку или стоянку следует огородить бордюрами или залить их по месту самостоятельно;
  • лужи на дорожках, парковках – зоны мощения должны иметь уклон, желательно, и продольный, и поперечный, вдоль бордюра с одной стороны лучше уложить лотки ливневки, а внутрь парковки интегрировать точечные дождеприемники;
  • отсутствие плоскостности, низкая эстетика восприятия – песок или гарцовка разравнивается правилом по маякам, после укладки фигурных элементов мощения вся поверхность уплотняется виброплитой.

Остальные проблемы, возникающие при укладке фигурных элементов мощения (ФЭМ – профессиональное название тротуарной плитки), решаются в рабочем порядке на каждом этапе отделки. Они подробно рассмотрены ниже.

При мощении отмостки стена здания выполняет роль бордюра с одной стороны, что снижает расходы на благоустройство.

Разбивка тропинок/площадок

Чтобы понять, как правильно положить фигурные элементы мощения, необходимо изготовить план участка. Это может быть чертеж в графическом редакторе или эскиз от руки на бумажном носителе в масштабе. Тропинки должны обеспечивать удобный трафик членов семьи, обслуживание отдельных зон внутри участка (отдыха, барбекю, грядки, клумбы, насаждения, элементы ландшафтного дизайна).

Основными нюансами проектирования трасс садовых дорожек являются:

  • на прямых трассах удобнее укладывать ФЭМ, изготавливать уклоны для стока ливневых вод;
  • извилистые тропинки обладают большей художественной ценностью, но повышают отходы кроя и количество подрезки, их сложнее разметить и уложить;
  • на перекрестках применяются сложные схемы укладки, их необходимо вычертить вручную или предварительно уложить плитку по месту для оценки эстетики восприятия.

    На прямых участках укладывать ФЭМ гораздо удобнее.

Разметка производится поэтапно:

  • на обносках натягиваются струны/шнуры на прямых трассах;
  • радиусные и извилистые участки проще отчертить известковым раствором или краской на почве.

Для изготовления уклонов лучше применить лазерный нивелир:

  • прибор устанавливается посредине участка;
  • на колышки вдоль трассы дорожки наносится разметка горизонтали на произвольной высоте;
  • в верхней точке линия переносится вниз с учетом высоты бордюра;
  • затем создается отметка нижней точки с учетом уклона 4 градуса;
  • по этим двух отметкам натягивается шнур, по которому будут монтироваться поребрики.


    Разметка дорожки на участке колышками.

Аналогичным образом при необходимости создаются поперечные уклоны (обычно на парковках, спортивных площадках и зонах отдыха).

Подстилающий слой

Перед тем, как самостоятельно изготовить подстилающий слой из щебня, следует убедиться, что участок расположен не на подрабатываемой территории. Другими словами, если мощение производится на свежей насыпи или пылеватом песке, придется залить подбетонку толщиной 5 – 10 см из тощего бетона, которая предотвратит просадку почвы во время эксплуатации пешеходных зон или стоянки.

В остальных случаях применяется стандартная технология:

  • удаление пахотного слоя – слой чернозема/серозема придется снять, его или увозят, или используют на грядках, в элементах ландшафтного дизайна;


    Снятие плодородного слоя.

  • отсыпка слоя щебня 10 – 15 см;
  • разравнивание граблями;


    Выравнивание щебня подстилающего слоя.

  • уплотнение ручной трамбовкой или виброплитой;
  • повтор операции до достижения необходимой высоты (толщина тротуарной плитки + 10 см песка или 5 см гарцовки).


    Уплотнение основания виброплитой.

Важно! Уже на этом этапе следует распределять нерудный материал в соответствии с уклонами лицевого слоя элементов ФЭМ.

При мощении отмостки под щебень укладывается слой экструдированного пенополистирола толщиной 5 – 10 см, чтобы ликвидировать морозное вспучивание в прилежащих к фундаменту грунтах.




Утепление отмостки Пеноплэксом.

Бордюры и ливневка

Чтобы понять, какому материалу отдать предпочтение, следует учесть, что на участке нет интенсивного автомобильного и пешеходного трафика. Вполне достаточно бюджетных садовых бордюров. Технология монтажа следующая:

  • поребрики имеют высоту 35 – 40 см, что в 3– 4 раза больше, чем аналогичный размер плитки, поэтому для установки необходимо прокопать траншеи с учетом 2 – 3 см слоя раствора, ширина выработки должна быть вдвое больше размера бордюра (36 см для 18 см изделия или 30 см для 15 см);
  • монтаж производится на жесткий раствор с низким водоцементным соотношением для обеспечения максимальной прочности и водонепроницаемости;
  • после выравнивания верхней грани бетонного изделия по шнуру бордюр дополнительно фиксируется в вертикальной плоскости раствором в нижней трети снаружи и изнутри;


    Монтаж поребриков.

  • вплотную к поребрикам с внутренней части дорожки устанавливаются лотки ливневки из бетона, пластика или полимербетона с соблюдением самотечного продольного уклона конструкции.


    Монтаж ливневки.

Совет! Наружный бордюр можно полностью заменить лотками ливневки с одной стороны дорожки.

Внутри отмостки чаще всего монтируются дождеприемники для сбора воды кровельного водостока под вертикальными трубами, проходящими по фасадам коттеджа

Схема укладки

В зависимости от формата и конфигурации тротуарной плитки могут использоваться не одинаковые схемы мощения:

  • вдоль дорожки – длинная сторона элементов ФЭМ расположена вдоль трассы;


    Продольная схема мощения.

  • по диагонали – смещение оси под углом 45 градусов относительно направления движения;
  • узоры, орнамент – специальные схемы, созданные для конкретных коллекций ФЭМ производителя.


    Фигурные схемы мощения.

Благодаря этим схемам тротуарную плитку можно уложить значительно быстрее, снизить отходы кроя и количество подрезки, повысить художественную ценность покрытия.

Прямые участки

Чтобы украсить свой участок мощеными дорожками, стоянками и зонами отдыха, необходимо класть тротуарную плитку по методике:

  • засыпка гарцовки/песка – при ширине дорожки в пределах 1,5 м материал засыпается между бордюрами, если размер зоны мощения больше указанного размера, между маяками из бруса, трубы или профиля, разравнивается специальным правилом (можно сделать своими руками из обрезной доски, выпилив ее по краям);

Рис. 12




Выравнивание сыпучего материала по маякам.

  • укладка ФЭМ – согласно схеме укладки вплотную друг к другу размещается вся целая плитка с помощью резиновой киянки, затем производится подрезка и укладываются куски в узлах примыкания к поребрику.


    Заполнение зоны мощения целой тротуарной плиткой.

Совет! Элементы ФЭМ можно укладывать порядно или уступом перед собой, перемещаясь по уже замощенной поверхности.




Радиусные и криволинейные участки

На перекрестках и извилистых тропинках укладывать фигурные элементы мощения сложнее. Поэтому применяется другая технология:

  • диагональная – больше подрезки, зато нет смещения швов;


    Диагональная укладка на радиусных участках.

  • продольная – подходит только для тротуарной плитки с соотношением сторон 1/2  – 1/3 (прямоугольная), работы начинают со стороны меньшего радиуса порядно, торцевые швы имеют клиновидную форму, что в общем рисунке практически незаметно;
  • примыканием – на перекрестке одна дорожка обычно проходит его насквозь, две оставшиеся примыкают рисунком к ней с подрезкой плитки.
  • Реже применяется радиусная схема – уложенный на перекрестке круг с примыканием к нему лучей всех тропинок.


    Сложный узор на радиусном перекрестке.

Упрочнение и засыпка швов

Отечественные производители тротуарной плитки используют на боковых поверхностях специальные выступы, позволяющие обходиться при мощении без крестиков для соблюдения ровных швов. Однако положенный на гарцовку или песок облицовочный материал при этом получается не связанным между собой.

Поэтому, в отличие от настенного/напольного кафеля, швы тротуарной плитки, не затираются, а заполняются теми же материалами, на которые производилась укладка. Основными нюансами этого этапа являются:

  • песок для швов должен иметь рваный неровный край, обеспечивающий саморасклинивание материала, чтобы его не выдувало ветром, не вымывало дождем или струмами из шланга при влажной уборке;
  • лучше использовать карьерный мытый или кварцевый песок в зависимости от имеющегося бюджета;
  • материал наносится кучками на поверхность мощеного участка, перемещается щеткой, самостоятельно заполняет швы.


    Засыпка швов элементов ФЭМ.

Важно! Засыпку швов следует производить перед уплотнением тротуарной плитки площадным вибратором. А после этого смести с поверхности остатки песка, чтобы сохранить поверхность облицовки от воздействия абразива при пешеходном трафике.




Виброуплотнение тротуарной плитки.

Таким образом, после изучения технологии мощения паркинга и дорожек фигурными элементами мощения можно полагать, что домашний мастер справится с работой собственными силами, не допустит ошибок и обеспечит художественную ценность покрытия на должном уровне.

Репост
Наверх